Материалы для просвещения родителей

Трудовое воспитание тесно связано с нравственным становлением личности. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.
Задачи трудового воспитания в семье:
— формирование положительного отношения к различным видам труда и творчества;
— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и результатам труда;
— развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Именно в семье имеются условия для формирования трудолюбия у детей. Это наглядность и доступность домашнего труда, ощутимость и понятность результатов, возможность наблюдения и участия в повседневных трудовых действиях, направленность труда на благо всех членов семьи.
Участие в будничном домашнем труде дает возможность ребенку реально ощутить свою полезность для жизни семьи, быть членом семейного коллектива. За счет домашнего труда воспитывается ряд важных качеств личности: заботливость, бережливость, отзывчивость, ответственность — то есть качеств, нужных человеку для семейной жизни и в жизни в целом.
В семье ребенок может принимать участие во всех видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.
В процессе трудового воспитания формируется такое значимое качество как трудолюбие.
Чтобы сформировать у ребенка интерес к труду и поддержать желание трудиться, родителям и старшим членам семьи важно избегать авторитарности, давления, лишения детей самостоятельности и инициативы. Напротив, гуманный характер общения с ребенком со стороны родителей, не исключающий требовательности, регламентации деятельности и поведения ребенка, обязательно предусматривает и разумную свободу для него.
Важнейшим фактором, лежащим в основе здоровья и нормального развития ребенка, является полноценное в количественном и качественном отношении питание. 1. Пища является единственным усвояемым источником энергии, необходимым ребенку для — поддержания структуры и целостности органов и тканей; — обеспечения постоянного функционирования внутренних органов (головного мозга, почек, сердца и др.); — осуществления физической и умственной деятельности; — обеспечения роста и развития детей.
2. Пища является единственным источником пластического материала (заменимые и незаменимые пищевые вещества), из которого строится организм ребенка.
3. Пища — источник регуляторов обмена веществ в организме (витамины, минеральные соли и микроэлементы и др.).
4. Пища служит одним из главных защитных факторов в отношении инфекций и других влияний внешней среды, так как обеспечивает адекватное функционирование защитных систем организма (кожи, слизистых оболочек, иммунной системы, антиоксидантной системы и др.) рационы питания детей раннего и дошкольного возраста должны включать все основные группы продуктов: мясо, рыбу, молоко и молочные продукты, яйца, жиры, овощи, фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Для детей дошкольного возраста важен строго соблюдаемый режим питания, в котором предусмотрено не менее 4 приемов пищи, при этом 3 из них должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи более 4 часов, у детей может возникнуть транзиторная гипогликемия (снижение уровня сахара в крови). Калорийность рациона по приемам пищи распределяется следующим образом: завтрак — 25%, обед — 40%, полдник — 15%, ужин-20 %. Важна длительность приемов пищи: завтрак и ужин не менее 15-20 минут, обед — 25 минут.
Ранний и дошкольный возраст характеризуется быстрыми темпами роста и развития, а также высокой двигательной активностью детей. Следовательно, возрастает потребность ребенка в основных питательных веществах.
Белки
Потребность в белках очень высока: от 53 г в день в раннем возрасте до 69-77 г в 6-7 лет. Важно выдерживать правильное соотношение белков растительного и животного происхождения. На долю последних должно приходиться не менее 70% всех белков, получаемых с пищей. Животные белки содержат незаменимые аминокислоты, которые не синтезируются в организме человека. Основными поставщиками этих аминокислот являются мясо, рыба, птица, субпродукты, молоко, творог. Субпродукты служат источником не только полноценного белка, но и железа, витаминов В6, В12 и др. С этим связана нецелесообразность применения вегетарианских диет в питании детей. Кроме того, вегетарианство является фактором риска развития железодефицитной анемии у детей.
Жиры
В возрасте 1,5-7 лет потребность ребенка в жирах приближается к уровню потребности в белках (53-78 г в день соответственно). Жиры являются одним из главных источников энергии. В питании должны быть использованы различные растительные масла: подсолнечное, оливковое, кукурузное и др. Среди животных жиров предпочтение следует отдавать сливочному маслу (20-50 г), которое ребенок должен получать ежедневно, и жирам, содержащимся в молочных продуктах. Молоко и молочные продукты являются источником белка, жира, а также легкоусвояемого кальция, необходимого для костной ткани, и витамина В2. Молоко, йогурты, ряженка должны ежедневно присутствовать в питании ребенка. Сыр, творог, сметана — несколько раз в неделю. Кисломолочные продукты нормализуют кишечный микробиоценоз, стимулируют иммунный ответ.
Углеводы
Содержание углеводов в суточном рационе ребенка должно примерно в 4 раза превышать количество белка и жира и составлять 212 г в 1,5-3 года и 285 г в 6 лет. Углеводы являются ценным источником энергии, в том числе для нервной и мышечной систем ребенка, входят в состав клеток, поддерживают необходимое содержание глюкозы в крови. Важное влияние на углеводный обмен оказывает клетчатка (пищевые волокна), необходимая для нормального функционирования пищеварительной системы, поддержания обмена веществ. Избыточное поступление простых углеводов (сахар, кондитерские изделия и др.) является фактором риска развития аллергических реакций, ожирения. Важнейшим источником углеводов в питании должны быть овощи, фрукты, крупы. Кроме того, хлеб, крупы, макаронные изделия являются источниками витаминов Е, B1, В2, PP. Дошкольники должны получать ежедневно 150-200 г картофеля и 200-250 г других овощей. Существенную роль в питании детей отводят овощным и фруктовым салатам, включают разнообразную зелень.
Семейные ценности — это система представлений о семье, ее нравственных ориентирах, которые оказывают влияние на взаимоотношения между членами семьи, а также устанавливают правила и нормы поведения, семейные цели и способы организации жизнедеятельности семьи.
❗Первым источником ценностей для человека выступает семья. Ребенок перенимает ценности своих родителей и близких.
В каждой семье своя уникальная иерархия ценностей: по степени важности, необходимости, актуальности в определенный период. Одна и та же ценность может занимать разное место в системе ценностей каждой семьи. Например, для одной семьи может быть важна религиозность, тогда как для другой — образование.
Семейные ценности создают прочный фундамент внутрисемейных отношений и основу семейного воспитания.
На формирование семейных ценностей влияют взаимоотношения ребенка с семьей. Подражание родителям и усвоение социальных норм их поведения сопровождается определенными положительными или отрицательными действиями. В связи с этим, родители должны быть не только примером для детей, но и создавать в своей семье атмосферу доброты и заботы. Авторитет родителей является важным условием успешного формирования семейных ценностей.
❗Когда ребенок идет в детский сад, наступает второй важный этап в его жизни — социализация. Расширяется круг социального общения ребенка. Он знакомится с разными детьми и взрослыми, узнает правила поведения в детском саду и жизни в детском сообществе. Несмотря на различные изменения и трансформации в обществе, некоторые семейные ценности остаются неизменными, а главной задачей является их сохранение и передача новому поколению.
❗Семейные ценности (многодетность, материнство, отцовство, многопоколенность, почитание старших и забота о детях) — это нравственный каркас общества. Семья является основным транслятором духовно-нравственных ориентиров. Семейные ценности несут в себе объединяющее начало, их роль в сохранении и воспроизводстве ценностных основ общества крайне значима.
❗Важную роль в приобщении детей к семейным ценностям также выполняют семейные традиции.
Семейные традиции — это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в течение длительного времени в форме обычаев, порядков и норм поведения членов семьи. В процессе личностного становления ребенок совершает поступки в соответствии с семейными традициями, обязывающими его соблюдать определенные нормы поведения. Благодаря традициям в семье создаются чувство единства, комфортный психологический климат, формируется чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Основу семейных традиций составляют: забота о ближнем, верность, любовь, уважение друг к другу, правильное понимание семьи и ее роли в жизни. Обычаи оказывают существенное влияние на психологическое и физическое благополучие всех членов семьи. Игнорирование или пренебрежение традициями приводит к ослаблению родственных связей, охлаждению отношений внутри семьи.
❗Привить традиции взрослому человеку крайне сложно, поэтому их передача из поколения в поколение от родителей к детям — частое явление.
Дети воспринимают мир так, как их родители. Следовательно, восприятие ребенком семьи как основного элемента его жизни, а также определение ее места в системе ценностей зависит от принятых семейных обычаев. Они определяют в ребенке понятие стабильности, нерушимости семейных устоев, дают чувство сплоченности, делают детей более нежными и ласковыми.
‼Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни, ритуалы, обряды, привычки членов семьи. Именно в семье, состоящей из носителей семейных этнокультурных традиций нескольких поколений, сохраняются условия взаимопонимания, уважения, любви, заботы друг о друге.
Основа воспитания каждого человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу также начинается в семье.
Что же такое патриотизм, где он? В книжках или в семье? А может в возможности уткнуться в мамино плечо или наесться с булкой бабушкиного варенья, а может в старых дедовских часах “Ракета”, которые до сих пор отмеряют минуты, часы, дни, годы? Друзья во дворе, дорога от школы до дома, качели на даче, прогулки с отцом на велосипеде – все эти воспоминания очень близкие и родные. Это именно то, что наполняет собой слова “дом” “Родина”, “Россия”. Именно это мы помним всю жизнь, в это все мы влюблены с самого детства.
Укреплению патриотизма способствуют совместные прогулки вместе с родителями. Мальчика можно научить разводить огонь, а девочку – плести венки из луговых цветов. Такое времяпровождение запоминается на всю жизнь. Даже если судьба в будущем занесет наших детей очень далеко, они все равно будут трепетно вспоминать эти прогулки в кругу близких людей.
Родители должны помнить, что быть патриотом и любить свою Родину нужно не показательно. Грош цена такой любви, когда после патриотических речей папа “случайно” вытряхивает мусор из кармана посреди улицы.
Дорогие родители! Отмечайте с детьми прекрасные моменты, переживайте их вместе с ними. Именно тогда они станут теми самыми “теплыми воспоминаниями”, которые пробуждают чувства гордости, патриотизма и любви к родному краю, где бы мы ни были.
Когда мы говорим о патриотизме, особенно в семье, очень часто ребенок становиться свидетелем и участником наших разговоров. Задача родителей донести до ребенка, что каждый человек, это не просто ее житель. Наша страна – это все мы. От каждого из нас зависит то, как мы будем жить.
У ребенка должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности – на то мы и родители. Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в его возрасте.
Рассказывая своему ребенку о подвигах русского народа, никогда не нужно негативно упоминать о других и взращивать ненависть к другим народам. К примеру, рассказывая о Великой Отечественной Войне, нельзя говорить, что врагами были немцы, много немцев помогало русским и воевало на нашей стороне. Врагами были фашисты. Фашизм – это идеология, а не народ. Важно чтобы ребенок понимал, что нет идеальных людей и народов. Все мы уникальны. Любить свою культуру и уважать культуру других. Растить патриота своей страны – вот благородное дело родителей.
Великая Отечественная война сложная страница в истории нашей страны, но она показала нам, что сплоченные усилия каждого и вклад в общее дело – залог успеха. Герман Геринг признал, что фашистская Германия проиграла из-за того, что не знала ментальности русского человека. Все расчеты по тактике и экономике были верны и нацелены на победу, а вот в идеологическую и патриотическую составляющую русского народа победить было невозможно.
В патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, в особенности очень близких людей. На конкретных фактах из жизни дедушек и бабушек, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо прививать детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг”. Имена известных людей увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в честь них воздвигнуты памятники. Чем меньше ребенок, тем он эмоциональнее. Чувство патриотизма начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Научные психолого-педагогические исследования показали, что семья и социум (окружение ребенка, детский сад и школа), имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя одного – полноценного развития ребенка.
Самое большое счастье для родителя – вырастить здоровых, высоконравственных граждан страны, заботящихся о родителях и своей семье, научить их правилам общения и умению жить в социуме, заложить в них нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям.
Источник: «Семья и школа»